Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил особенности применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в деятельности компаний в 2024 году. Анализ основан на данных обследования более 15 тыс. крупных и средних организаций — пользователей ИИ, проведенного в 2025 году Росстатом по методологии ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Сфера применения ИИ постоянно расширяется: технологии используются для обработки данных, создания контента, работы систем предиктивной аналитики и рекомендательных сервисов. Наибольший спрос отмечается на решения для обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение (66%), а также на технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления (50%). Более трети компаний задействуют инструменты обработки текста и звуковых данных, включая распознавание и синтез речи. Технологии повышения эффективности ИИ пока встречаются редко — их используют лишь 20% предприятий.
Способы внедрения ИИ в компаниях различаются. Чаще всего организации привлекают сторонних специалистов для разработки или модификации ПО (56%) или приобретают готовые коммерческие решения (53%). Бесплатное программное обеспечение используют 24% респондентов, собственные разработки ведут 23%, дорабатывают ПО с открытым исходным кодом — 18%, а приобретенные продукты адаптируют под себя 14%. При этом 17% компаний не занимались ни приобретением, ни разработкой нового ПО. Такая активность в самостоятельной доработке объясняется необходимостью адаптировать решения под внутренние задачи и стремлением сократить расходы на внедрение.
ИИ задействуется в самых разных бизнес-процессах. Более половины компаний используют его в маркетинге и продажах, производстве и оказании услуг, а также в HR. Реже технологии применяются в управлении организациями, обеспечении безопасности, логистике и транспорте.
Главным результатом внедрения ИИ компании называют повышение качества и эффективности бизнес- и производственных процессов: об этом сообщили около 50% респондентов. Более трети отметили рост доходов и клиентской базы, а каждый пятый — увеличение производительности труда и качества продукции или услуг. Лишь 15% организаций сообщили о сокращении численности сотрудников из-за внедрения ИИ, тогда как 63% не заметили влияния технологий на занятость. Эффекты в виде снижения себестоимости, повышения безопасности труда и ускорения вывода продукции на рынок пока выражены слабее.
При этом почти половина опрошенных (48%) заявили, что не видят потребности в ИИ. Основными барьерами внедрения остаются высокие затраты (58%), недостаточно развитая ИКТ-инфраструктура, нехватка квалифицированных кадров и дефицит данных (около трети компаний). Для каждой пятой организации препятствием становятся сложность интеграции ИИ в существующие процессы, законодательные ограничения и низкое качество данных.
Источник: https://issek.hse.ru/news/1083541394.html
Сфера применения ИИ постоянно расширяется: технологии используются для обработки данных, создания контента, работы систем предиктивной аналитики и рекомендательных сервисов. Наибольший спрос отмечается на решения для обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение (66%), а также на технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления (50%). Более трети компаний задействуют инструменты обработки текста и звуковых данных, включая распознавание и синтез речи. Технологии повышения эффективности ИИ пока встречаются редко — их используют лишь 20% предприятий.
Способы внедрения ИИ в компаниях различаются. Чаще всего организации привлекают сторонних специалистов для разработки или модификации ПО (56%) или приобретают готовые коммерческие решения (53%). Бесплатное программное обеспечение используют 24% респондентов, собственные разработки ведут 23%, дорабатывают ПО с открытым исходным кодом — 18%, а приобретенные продукты адаптируют под себя 14%. При этом 17% компаний не занимались ни приобретением, ни разработкой нового ПО. Такая активность в самостоятельной доработке объясняется необходимостью адаптировать решения под внутренние задачи и стремлением сократить расходы на внедрение.
ИИ задействуется в самых разных бизнес-процессах. Более половины компаний используют его в маркетинге и продажах, производстве и оказании услуг, а также в HR. Реже технологии применяются в управлении организациями, обеспечении безопасности, логистике и транспорте.
Главным результатом внедрения ИИ компании называют повышение качества и эффективности бизнес- и производственных процессов: об этом сообщили около 50% респондентов. Более трети отметили рост доходов и клиентской базы, а каждый пятый — увеличение производительности труда и качества продукции или услуг. Лишь 15% организаций сообщили о сокращении численности сотрудников из-за внедрения ИИ, тогда как 63% не заметили влияния технологий на занятость. Эффекты в виде снижения себестоимости, повышения безопасности труда и ускорения вывода продукции на рынок пока выражены слабее.
При этом почти половина опрошенных (48%) заявили, что не видят потребности в ИИ. Основными барьерами внедрения остаются высокие затраты (58%), недостаточно развитая ИКТ-инфраструктура, нехватка квалифицированных кадров и дефицит данных (около трети компаний). Для каждой пятой организации препятствием становятся сложность интеграции ИИ в существующие процессы, законодательные ограничения и низкое качество данных.
Источник: https://issek.hse.ru/news/1083541394.html