Если видео выше не работает, то запись вебинара также можно посмотреть на RUTUBE по ссылке https://clck.ru/3GTkTz
Презентация вебинара доступна по ссылке https://clck.ru/3GTLyN
Подкаст вебинара доступен по ссылке https://clck.ru/3GTkS3
Тезисы на основе вебинара
В управленческой практике мы нередко сталкиваемся с парадоксом: человеку, который кажется сильным и амбициозным, не удаётся систематически приносить результаты, а, скажем, более «мягкий» лидер может обеспечивать стабильный прогресс и добиваться большего успеха. Почему так происходит? Разберёмся в основных причинах успехов и неудач руководителя, опираясь на понятие «управленческого масштаба», а также на то, какие факторы действительно можно развивать у лидера, а какие – стоит учитывать при назначении.
Управленческий успех: четыре составляющих
1. Компетенции
Часто при обсуждении эффективного руководителя мы в первую очередь говорим о его компетенциях:
Большинство программ обучения и развития концентрируются именно на компетенциях: это тот элемент, который относительно легко поддаётся прокачке (хотя на полное усвоение и внедрение может уйти год-полтора).
2. Мотивация («Commitment»)
Речь идёт о внутренней ценности для человека в двух аспектах:
«Внедрить» ценности принудительно невозможно, но при правильном выстраивании условий, общих целей и свободы для самореализации мотивация может укрепляться.
3. Деструкторы
Под деструкторами (их ещё называют «рейлеры») понимают привычки и особенности поведения, которые в критических ситуациях «сносят с рельс» и мешают человеку действовать эффективно. Например, вспыльчивость как обратная сторона эмоциональности, склонность к микроменеджменту как оборотная сторона высокой внимания к деталям, и т.д.
С деструкторами можно работать:
4. Масштаб мышления
Это один из самых влиятельных факторов успеха на руководящем посту. Концепция масштабности мышления во многом восходит к работам Эл liота Жакса (Elliott Jaques), который выделил «временные горизонты» управленцев.
Масштаб мышления «вырастить» напрямую (например, тренингом) нельзя – это часть общей зрелости. Если руководитель привык мыслить в горизонте 3–6 месяцев, ему будет сложно эффективно управлять проектами с горизонтом 3–5 лет и множеством рисков. Задача HR и топ-менеджмента – грамотно сопоставлять уровень задач и соответствующих людей.
Вывод: четыре ключевые составляющие – Компетенции, Мотивация, Отсутствие критичных деструкторов и Масштаб мышления. Именно в таком комплексном подходе к человеку (при найме, назначении, развитии) стоит искать секрет успеха или причины неудач руководителя.
Часто при обсуждении эффективного руководителя мы в первую очередь говорим о его компетенциях:
- Профессионально-технические: знание предметной области (финансы, логистика, производство и пр.).
- Управленческие: делегирование, контроль, мотивация команды, принятие решений.
- Гибкие (soft) навыки: умение коммуницировать, давать обратную связь, управлять конфликтами, строить эффективное взаимодействие.
Большинство программ обучения и развития концентрируются именно на компетенциях: это тот элемент, который относительно легко поддаётся прокачке (хотя на полное усвоение и внедрение может уйти год-полтора).
2. Мотивация («Commitment»)
Речь идёт о внутренней ценности для человека в двух аспектах:
- Ценность работы как таковой. Например, любит ли он работать именно в формате лидерства – принимать решения, брать ответственность за команду, мотивировать людей? Существует множество отличных экспертов, которые не хотят быть руководителями.
- Ценность работы в конкретной компании. У человека могут не совпадать взгляды с корпоративной культурой – и тогда расти в таком окружении неинтересно.
«Внедрить» ценности принудительно невозможно, но при правильном выстраивании условий, общих целей и свободы для самореализации мотивация может укрепляться.
3. Деструкторы
Под деструкторами (их ещё называют «рейлеры») понимают привычки и особенности поведения, которые в критических ситуациях «сносят с рельс» и мешают человеку действовать эффективно. Например, вспыльчивость как обратная сторона эмоциональности, склонность к микроменеджменту как оборотная сторона высокой внимания к деталям, и т.д.
С деструкторами можно работать:
- Сначала – осознать и признать их наличие.
- Понять, в каких именно ситуациях они «включаются».
- Освоить микропрограммы, которые блокируют нежелательные реакции (например, «подышать и досчитать до 10», прежде чем отвечать).
4. Масштаб мышления
Это один из самых влиятельных факторов успеха на руководящем посту. Концепция масштабности мышления во многом восходит к работам Эл liота Жакса (Elliott Jaques), который выделил «временные горизонты» управленцев.
- Временной горизонт: способность учитывать и планировать в решениях далёкие сроки с растущим уровнем неопределённости.
- Сложность информации: чем дальше планы и чем больше факторов, тем более «абстрактная» логика нужна, а не только «операционная».
Масштаб мышления «вырастить» напрямую (например, тренингом) нельзя – это часть общей зрелости. Если руководитель привык мыслить в горизонте 3–6 месяцев, ему будет сложно эффективно управлять проектами с горизонтом 3–5 лет и множеством рисков. Задача HR и топ-менеджмента – грамотно сопоставлять уровень задач и соответствующих людей.
Вывод: четыре ключевые составляющие – Компетенции, Мотивация, Отсутствие критичных деструкторов и Масштаб мышления. Именно в таком комплексном подходе к человеку (при найме, назначении, развитии) стоит искать секрет успеха или причины неудач руководителя.
Масштаб мышления и организационный контекст
Эллиотт Джекс предложил модель «Requisite Organization» («Необходимая организация»), где каждая «страта» (уровень в иерархии) соответствует своему временному горизонту задач:
Как связать с практикой управления:
- Страты 1–2: от нескольких недель до 1 года. Это линейные руководители, которые оперируют конкретными задачами с невысокой неопределённостью.
- Страты 3–4: от 1 до 5 лет. Здесь нужна способность строить среднесрочные планы, управлять несколькими проектами и ресурсами.
- Страты 5–6 и выше: длинные горизонты (5–10 лет и более), высокая сложность, работа с большим числом сценариев и рисков.
Как связать с практикой управления:
- Если у человека недостаточно «объёма мышления», ему будет непросто справляться с большим горизонтом и сложными факторами.
- Если вы назначаете «масштабно» мыслящего руководителя на мелкие задачи с коротким горизонтом, он может заскучать и демотивироваться.
Как развивать то, что реально поддаётся развитию
Компетенции
Хорошая новость: управленческие компетенции – классическая цель развития. При этом важно помнить:
Деструкторы
Если руководитель осознал, что, например, «вспыльчивость» или «излишняя детализация и недоверие к команде» мешают ему добиваться результатов, можно выработать микрошаги, чтобы эти реакции смягчать. Однако без готовности самого человека к такой работе успех будет сомнителен.
Регулярные управленческие практики – быстрая и эффективная опора
Помимо долгосрочного развития компетенций, можно внедрять практики регулярного менеджмента – конкретные алгоритмы, которые помогают руководителю систематически решать типовые задачи:
Разработка и внедрение таких «практик» зачастую более понятны менеджеру, чем абстрактный «компетенций», а результаты заметнее и быстрее.
Хорошая новость: управленческие компетенции – классическая цель развития. При этом важно помнить:
- Осознанная практика и реальное применение (а не просто обучающий тренинг) способны примерно в 3 раза ускорять рост компетенций.
- Хорошо работают модульные программы на 6–12 месяцев, где участники получают теорию, закрепляют на практике, получают обратную связь и снова совершенствуются.
- Руководитель должен понимать, что это не разовое событие, а долгосрочный процесс (и готов быть вовлечённым).
Деструкторы
Если руководитель осознал, что, например, «вспыльчивость» или «излишняя детализация и недоверие к команде» мешают ему добиваться результатов, можно выработать микрошаги, чтобы эти реакции смягчать. Однако без готовности самого человека к такой работе успех будет сомнителен.
Регулярные управленческие практики – быстрая и эффективная опора
Помимо долгосрочного развития компетенций, можно внедрять практики регулярного менеджмента – конкретные алгоритмы, которые помогают руководителю систематически решать типовые задачи:
- Планирование: как расставлять приоритеты, определять сроки и ресурсы.
- Делегирование и контроль: как грамотно объяснить задачи, передать ответственность и проверять ход выполнения без микроменеджмента.
- Обратная связь: чёткий алгоритм и принципы, позволяющие корректировать поведение сотрудника или хвалить его профессионально.
- Проведение совещаний: оптимальные форматы и жанры, обеспечивающие результат без «заседаний ради заседаний».
- Работа с кадровым резервом и развитием: как оценивать потенциал, ставить персонализированные задачи роста и помогать людям развиваться.
Разработка и внедрение таких «практик» зачастую более понятны менеджеру, чем абстрактный «компетенций», а результаты заметнее и быстрее.
Кейс «Дмитрий» vs. «Василий»: как применить
В начале вебинара был предложен мини-кейс о том, кому поручить важный и сложный проект:
Из логики четырёх факторов успеха (Компетенции, Мотивация, Масштаб мышления, Деструкторы) очевидно, что у каждого героя есть сильные и слабые стороны. При выборе нужно задать себе вопросы:
Каждый фактор даст информацию, которая поможет выбрать более эффективного руководителя под конкретный проект. И важно быть готовым к тем последствиям, которые потянет «танк» или «звёздный мальчик». Из этого кейса видно, что нет универсально «лучшего» управленца – есть бóльшее или меньшее попадание в задачу и культуру компании.
- «Звёздный мальчик» (Дмитрий): талантлив, креативен, обладает сильным эмоциональным интеллектом, но не доводит до конца в жёстких столкновениях и нуждается в «пробивании» сверху.
- «Танк» (Василий): пробивает любой ресурс и результат, но порождает конфликты, «сносит» людей и вам приходится «собирать щепки».
Из логики четырёх факторов успеха (Компетенции, Мотивация, Масштаб мышления, Деструкторы) очевидно, что у каждого героя есть сильные и слабые стороны. При выборе нужно задать себе вопросы:
- Компетенции: кто из них лучше понимает предметную область проекта?
- Мотивация: хочет ли человек выполнять именно эту роль и принимать связанные с ней вызовы?
- Деструкторы: кто причинит меньше вреда в контексте корпоративной культуры – Василий с жёсткостью или Дмитрий с уходом от «продавливания»?
- Масштаб мышления: равен ли их уровень мышления уровню задач, связанных с большим горизонтом планирования и сложностью проекта?
Каждый фактор даст информацию, которая поможет выбрать более эффективного руководителя под конкретный проект. И важно быть готовым к тем последствиям, которые потянет «танк» или «звёздный мальчик». Из этого кейса видно, что нет универсально «лучшего» управленца – есть бóльшее или меньшее попадание в задачу и культуру компании.
Выводы
Эффективность руководителя складывается из четырёх элементов:
Что можно развивать напрямую: в первую очередь компетенции, а также учиться «гасить» деструкторы при желании самого человека. Масштаб мышления – вещь более фундаментальная, меняющаяся с возрастом и опытом, принудительно «раскачать» её невозможно, зато важно грамотно подбирать людей к нужным уровням задач.
Практики регулярного менеджмента (планирование, делегирование, обратная связь и пр.) – хороший способ быстро повысить эффективность руководителей. Это конкретные алгоритмы и правила, которые не требуют глубокой теории, но приносят осязаемый результат.
Культура и задачи: назначая руководителя, учитывайте не только его навыки, но и то, как он вписывается в корпоративную культуру и ценности. «Танк» может сработать в одной среде и «сломаться» в другой, а «звёздный мальчик» засиять при возможности получить достаточную поддержку.
На что влиять HR:
Подводя итог: успех или неудача руководителя – результат сочетания нескольких факторов, которые частично можно развивать, а частично важно учитывать при назначении. Системный подход к масштабности мышления, мотивации и компетенциям позволит компании сформировать более сильный управленческий слой, способный решать сложные задачи в длинных горизонтах и при высокой неопределённости.
- Компетенций (то, чему можно целенаправленно обучать).
- Мотивации (что зависит от ценностей и интереса к определённому типу задач и культуре).
- Уровня деструкторов (какие привычки «сносят с рельс» и как их осознанно контролировать).
- Масштаба мышления (способность работать с горизонтом и сложностью задачи).
Что можно развивать напрямую: в первую очередь компетенции, а также учиться «гасить» деструкторы при желании самого человека. Масштаб мышления – вещь более фундаментальная, меняющаяся с возрастом и опытом, принудительно «раскачать» её невозможно, зато важно грамотно подбирать людей к нужным уровням задач.
Практики регулярного менеджмента (планирование, делегирование, обратная связь и пр.) – хороший способ быстро повысить эффективность руководителей. Это конкретные алгоритмы и правила, которые не требуют глубокой теории, но приносят осязаемый результат.
Культура и задачи: назначая руководителя, учитывайте не только его навыки, но и то, как он вписывается в корпоративную культуру и ценности. «Танк» может сработать в одной среде и «сломаться» в другой, а «звёздный мальчик» засиять при возможности получить достаточную поддержку.
На что влиять HR:
- На разработку и внедрение программ обучения компетенциям и практикам регулярного менеджмента.
- На методики отбора, чтобы найм и продвижение учитывали масштаб мышления и ценности.
- На работу с деструкторами (через индивидуальные консультации, коучинг, формат обратной связи).
Подводя итог: успех или неудача руководителя – результат сочетания нескольких факторов, которые частично можно развивать, а частично важно учитывать при назначении. Системный подход к масштабности мышления, мотивации и компетенциям позволит компании сформировать более сильный управленческий слой, способный решать сложные задачи в длинных горизонтах и при высокой неопределённости.
Спикер
- Станислав Куликов, Партнер, лидер направления «Управление персоналом и внедрение изменений» в ЭКОПСИ.
Тезисы написаны автоматически с использованием ИИ