40% российских компаний при разработке обучающих курсов используют ИИ
По сравнению с прошлым годом их доля увеличилась на 27%. При этом 3% респондентов уже постоянно используют ИИ в своей работе. Искусственный интеллект в корпоративном обучении применяется для разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания курсов и тестов, а также для персонализации процесса обучения сотрудников.
Также большинство российских компаний отказались от полностью очного формата учебы: только 3% сегодня не используют онлайн-обучение. Помимо синхронного обучения и видеокурсов (их применяют 81% компаний-респондентов), популярными форматами оказались слайдовые курсы (73%), лонгриды (55%) и мобильное обучение (27%).
Для синхронного обучения — формата, включающего в себя вебинары и практические занятия, совместную работу над документами и другие виды занятий, предполагающие непосредственное взаимодействие обучающихся с преподавателем и работу в группах, — респонденты продолжают использовать как зарубежные, так и российские IT-решения. Так, в 2024 году доля рынка платформы Zoom выросла с 33% до 50% (для сравнения, в 2023 году доля рынка Zoom снижалась с 65% до 33%). Второе место среди сервисов для синхронного обучения — у МТС Линк. В прошлом году за него проголосовали 18% опрошенных, а в этом — уже 33%.
В сфере создания контента российские тенденции отличаются от международных. Если во всем мире компании все больше уходят от самостоятельной разработки курсов, то в России по-прежнему прослеживается тренд на собственную разработку. Так, в 2022 и 2023 годах самостоятельно создавали контент 90% отечественных организаций, а в 2024 их доля выросла до 97%.
Значительно изменился и подход к оценке качества и эффективности обучения. Если в 2022 году не оценивали эффективность обучения 14% компаний, то в 2024 — всего 3%.