Записи вебинаров

Удержание, геймификация, корп культура и онбординг - как реализовать с помощью мерча?

HR-процессы
Если видео выше не работает, то запись вебинара также можно посмотреть на RUTUBE по ссылке https://clck.ru/3JeDHu
Презентация вебинара доступна по ссылке https://clck.ru/3JdmUV
Подкаст вебинара доступен по ссылке https://clck.ru/3JeDRW
Получите дизайн-концепцию мерча для вашей компании бесплатно и без обязательств!

Тезисы на основе вебинара

Сегодня, когда одной зарплатой (пусть и растущей) сложно удержать и мотивировать сотрудников, на первый план выходят нестандартные инструменты HR-маркетинга и вовлечения персонала. Один из таких инструментов – мерч, но не классический с гигантским логотипом на всю спину, а продуманный, дизайнерский, связанный с внутренней культурой компании и даже с элементами геймификации. Ниже – идеи, кейсы и фишки, которые помогут HR-специалистам сделать корпоративную жизнь ярче, а сотрудников – вовлечённее.

Мерч на конференциях: как выделиться среди десятков стендов

Почему это важно:
  • Привлечь новую целевую аудиторию, собрать контакты, рассказать о продукте или компании.
  • Укрепить имидж работодателя (особенно актуально, если вы присутствуете не только как бизнес, но и как бренд, нанимающий специалистов).
Инструменты и приёмы:
  1. Яркий стенд или одежда с NFC-метками и QR-кодами. Это даёт свободу рук: вместо раздачи визиток и листовок человек может отсканировать код или приложить телефон к NFC-метке и получить всю нужную информацию (Google-форма, сайт, чат-бот и т. д.).
  2. Геймификация сбора контактов. По сути, любой участник, отсканировав код, попадает в некую мини-активность (розыгрыш, викторину и т. п.). Взамен оставляет контакт и добровольно знакомится с материалами компании.
  3. Активное присутствие в чате мероприятия. Большинство конференций сопровождаются общим чатом участников: используйте его, чтобы кратко напомнить о розыгрыше, о стенде, о ценном призе или объявить об интересных выступлениях.
Кейс:
  • IT-компания на HR-конференции сделала стикеры на футболках сотрудников с NFC-чипами. Модели ходили по залу, и каждый желающий мог приложить смартфон и заполнить Google-форму, чтобы участвовать в розыгрыше мерча. В результате число «лидов» выросло в разы по сравнению с обычным сбором визиток.

Мерч на онлайн-выступлениях: узнаваемость в кадре

Если спикер или ведущий вебинара всегда появляется в фирменной толстовке, бейсболке или футболке, бренд лучше запоминается. Но важен аккуратный дизайн:
  • Не перегружайте логотипами и надписями: чрезмерно крупный логотип воспринимается как «навязчивая реклама» и редко приветствуется самими носителями.
  • Используйте небольшие, но запоминающиеся элементы (например, сменные стикеры с личными «фишками» или темой вебинара).
Видеозаписи выступлений сохраняются, и брендинг в кадре будет работать «на перспективу».
Кейс:
  • Нетология и другие онлайн-школы делают худи, где на груди крепятся стикеры соответствующего курса или темы выступления. В результате зрители видят фирменный стиль и ключевую тему.

Мерч для корпоративных офлайн-мероприятий: геймификация и «вау-эффект»

Почему это работает:
  • Внутренние мероприятия (тимбилдинги, спортивные состязания, фестивали) – отличная площадка для проявления корпоративного духа.
  • Геймификация (начисление стикеров или нашивок за достижения) сплачивает сотрудников, даёт им повод гордиться дополнительной «ачивкой».
Как внедрять:
  1. Системы «значков» и «ачивок». За участие в субботнике – стикер «Экобоец», за спортивный рекорд – «Железный человек», за ночную работу над проектом – «#без_сон».
  2. Объединение людей по интересам. Например, компания создаёт мерч (футболки или худи) со сменными патчами (стикерами) разных «клубов по интересам» – беговой клуб, музыкальный, кулинарный. Сотрудники могут выбирать и носить патчи своего комьюнити.
  3. Задания-квесты, где стикеры/патчи выдаются по прохождении этапа. Это стимулирует общение и азарт: люди начинают «охоту» за нужными патчами, обмениваются ими (как в детстве фишками).
Кейс:
  • Trinity, IT-интегратор, проводил большой выезд: участники получали мерч (свитшоты) и разные стикеры за победу в спортивных и интеллектуальных конкурсах. Чтобы собрать полный комплект, нужно было поучаствовать в максимальном числе активностей.

Онбординг с мерчем: когда «первое впечатление» решает всё

Цели:
  • Показать ценность компании и вовлечь нового сотрудника с первых дней.
  • Транслировать культуру: если есть юмор, мемы, «фишки», связанные с профессией, это сразу даёт чувство принадлежности.
Что включить в welcome-пак:
  1. Предметы повседневного пользования (блокнот, ручка, шопер, термокружка) – с аккуратным логотипом.
  2. Один предмет одежды (футболка или худи), желательно адаптированный по стилю (не громоздкий логотип, а что-то модное, удобное).
  3. Стикеры/патчи с шутливыми или внутрикорпоративными фразами: чем более «внутренняя» отсылка, тем ценнее в глазах новичка.
Важно:
Спросите у текущих сотрудников, какие мемы или фразы им близки, какие предметы они хотели бы видеть в вэлком-паке. Сотрудники чувствуют «подделку» и формальный подход, если набор составлен без их мнения.

Корпоративный магазин: внутренняя геймификация с баллами/валютой

Многие компании, внедрив корпоративную внутреннюю валюту (баллы, коины, «плюшки») за результаты или участие в проектах, создают онлайн-магазин, где сотрудники «скупаются» на эти баллы.
  • Важно иметь широкий выбор по стоимости: и недорогие мелочи, чтобы потратить остаток, и крупные классные вещи (большие худи со стикерами, например).
  • Круто, если мерч идёт в коллаборации с основным бизнесом компании (комплект инструментов от «Всёинструменты.ру» или софт от IT-компании).
  • Геймификация: периодические скидки, «limited edition» стикеры для тех, кто набрал максимум баллов в спортивном челлендже, коллаборации к праздникам.
Кейсы:
  1. Все инструменты: внутренняя валюта «биткоины», за которую сотрудники покупают мерч с патчами, инструменты, книги.
  2. Мир (НСПК): магазин с одеждой, аксессуарами и сертификатами, пополняется периодически новыми лимитированными вещами.

Форменная одежда, которая не кажется «тюремной робой»

Ситуации применения:
  • В рознице и офисах приёмных зон (допустим, униформа в шоу-румах).
  • На производственных площадках (где помимо удобства и безопасности хочется дать уникальность).
Советы по оформлению:
  1. Минимум громоздких логотипов, максимум удобства.
  2. Возможность для индивидуализации (с помощью стикера с именем, микро-патча достижений, «звёздочек» за стаж и т. п.).
  3. Небольшие, но приятные детали: нестандартная отделка капюшона, яркая подкладка, вписанные фирменные цвета.
Кейс:
  • Bios: изначально мерч с «звёздами», как награда для топ-сотрудников, потом стал основой униформы в розничных точках.

7. Самое интересное: как работает геймификация и эффекты для культуры

Сбор «ачивок»
  • Стикеры/патчи в мерче: за спортивные достижения, прохождение обучения, выступление на конференциях.
  • Обмен стикерами и уникальными значками (позволяет сотрудникам из разных отделов знакомиться, общаться).
История мемов и внутрикорпоративных шуток
  • Мемы с шутками, понятными только коллегам.
  • Внешнему человеку это может быть нелогично, но внутри рождается сопричастность.
Проявление креатива и настроения
  • Снял «строгие» стикеры – надел «юмористические», сменил командные патчи на личные.
  • Это создаёт чувство свободы и самовыражения.
Кейс «Ozon Tech»
  • Собрали более 400 фраз и мемов со всех департаментов, отобрали 60 самых популярных, поместили на стикеры.
  • Сотрудники начали меняться патчами, активно знакомиться: «У тебя “Пролив Дрейка”? Давай я тебе дам “Я тут за ЗП”».
  • Это вызвало волну неформального общения и взрыв вовлечённости.

Тренды 2025 года в мерче: что можно внедрять уже сейчас

  1. Анарак – альтернатива классическому худи, более универсальный и стильный.
  2. Ультракачественные дождевики – особенно актуально для регионов с частыми осадками (Петербург, Владивосток).
  3. Деним или вельветовые рубашки – более «adult casual» формат, отлично смотрится на вебинарах или в офисной среде.
  4. Джибитсы для одежды – расширение идей «наклеек на кроксы». Специальные фигурные значки, которые крепятся на одежде и могут коллекционироваться и меняться.

Советы по дизайну: меньше логотипов, больше стиля

  • Гигантские логотипы – атавизм. Если ваша цель – повседневное ношение, логотип должен быть маленьким, неброским.
  • По возможности используйте фирменные цвета компании, но в более спокойных, однотонных решениях.
  • Максимально вовлекайте сотрудников в процесс выбора и утверждения дизайна, чтобы они носили мерч с удовольствием, а не отправляли «на дачу».

Итог: мерч как элемент системного подхода к HR-задачам

  1. Удержание. Растёт, когда сотрудники видят, что в них инвестируют не только бюджет, но и креатив, учитывают мнение и встраивают их шутки и интересы.
  2. Геймификация. Стикеры, патчи, чипы, внутренние валюты – всё это создаёт азарт, общение и конкуренцию в позитивном смысле.
  3. Корпоративная культура. Мерч может отражать «душу» компании, быть носителем мемов, знаковых событий, подходов.
  4. Онбординг. Первый день в компании с классным вэлком-набором и яркими элементами задаёт позитив на будущее.
Если удаётся привнести в мерч индивидуальность, юмор, «местечковость» и вовлечь самих сотрудников в выбор дизайна – вы добиваетесь сразу нескольких целей: экономите бюджет (не надо выпускать кучу единоразовой атрибутики), создаёте эффект «вау» у персонала, даёте инструмент для коммуникаций и нетворкинга. И именно так мерч перестаёт быть «ходячей рекламой» и превращается в важную часть HR-стратегии.

Спикер

  • Николай Ярмоц, исполнительный директор StickPeek
Тезисы написаны автоматически с использованием ИИ